Как превратить убыточный стартап в успешный социальный проект

Как все начиналось

В 2022 году я запустил стартап, который назвал «Умный стикер». Концепция: использовать тончайшие NFC-чипы в брендированных наклейках. Одно касание смартфоном – и клиент на заданной странице в Интернете. Глобальной целью было заменить QR-коды, сделав процесс взаимодействия практичнее.

Мы написали программное обеспечение, позволяющее пользователям редактировать ссылки на чипах, чтобы стикеры были многофункциональными. Например, сегодня наклейка ведет на форму заявки на сайте, а завтра – на промовидео.

Достижения и трудности умного стикера

  • В 2022 мы с командой выиграли грант Фонда содействия инновациям. Купили японский принтер MiMaki. Наш проек занял первое место в ТОП-1000 лучших стартапов в конкурсе «Студенческий стартап» от Фонда содействия инновациям.
  • В 2023 году выиграли в конкурсе на фестивале Geek Picnic. Получили право обучаться в Академии стартапов Московского инновационного кластера.

Однако наш креативный подход столкнулся с серьезными проблемами. Клиенты буквально не понимали, зачем нужен NFC-стикер, если уже есть QR-коды. Несмотря на грандиозные планы и тщательную подготовку, продвижение оставалось сложным. Мы участвовали в многочисленных бизнес-мероприятиях, делали презентации и питч-выступления, но не добились массового принятия идеи, хоть и получили десятки заказов.

Поворотный момент

Летом 2023 года на форуме «Байкал» я познакомился с Ильей Зуевым. Илья – незрячий предприниматель, занимающийся социализацией, абилитацией, реабилитацией людей с инвалидностью по зрению.

Илья Зуев – незрячий предприниматель, занимающийся социализацией людей с инвалидностью по зрению

Разговор с ним изменил мой взгляд на наш продукт. Мы обсудили, насколько трудно слепым людям использовать QR-коды.

Илья натолкнул на мысль: NFC-стикер может стать революционным решением. Вместо того чтобы сканировать QR-код, слепой человек мог бы приложить телефон к стикеру и услышать аудио сообщение. Вдобавок идея добавить тактильные элементы, как шрифт Брайля, казалась логичной.

К декабрю 2023 года ситуация ухудшилась. Убытки составили 8 млн руб. Передо мной стоял выбор: закрыть проект или сделать pivot – изменить направление бизнеса. Взвесив за и против, я решил дать проекту новую жизнь.

Немного цифр, которые помогли мне принять решение:

  1. Каждый месяц малый и средний бизнес теряют почти 5 млрд руб. из-за недостаточной включенности людей с ограниченными возможностями в общественную жизнь. Подробные исследования представили сотрудники исследовательского центра НАФИ и Агентства стратегических инициатив. 
  2. По неофициальной статистике шрифтом Брайля владеют 7-10% незрячих людей. Особенно испытывают трудности взрослые люди, которые потеряли зрение при жизни, а не при рождении.
  3. Согласно данным НАФИ, 61% предприятий, применяющих инклюзивные подходы в бизнесе, подтвердили: клиенты с инвалидностью тратят столько же денег на услуги, сколько и люди без нарушений здоровья. 

Мы сконцентрировались на создании социально ориентированного продукта для слепых и слабовидящих. Команда адаптировала технологию и добавила тактильные элементы на наклейки. 

Первые успехи в роли социального предпринимателя

Идею быстро поддержали первые партнеры. И это оказались государственные учреждения, в которых проблема доступной среды стоит остро. Мы внедрили стикеры в Иркутском государственном университете, Орловском государственном университете и доме-музее Семья сквозь века в Иркутской области.

Умные стикеры

В вузах стикеры дополнили, а местами заменили таблички Брайля. Производственные мощности и команда позволяли действовать быстро: изготавливать партию тактильных стикеров за один день по стоимости в 10 раз ниже, чем таблички Брайля.

Это был значительный шаг на пути к признанию продукта. 

Далее мы сделали e-mail-рассылку на 1200 музеев России и получили конверсию по холодной базе в 8%. Начались переговоры с Эрмитажем, Казанским кремлем, Русским музеем. Уже идет этап согласования дизайн-макета для Государственного музея — культурного центра «Интеграция».

Стикеры в музеях стали полезным инструментом: сняли необходимость в гидах-тифлокомментаторах. Теперь незрячие люди могут самостоятельно ориентироваться в выставочных залах, прослушивать информацию об экспонатах.

Какие еще направления открылись

Будучи участником фестиваля Gastreet в Сочи с 3 по 8 июня в этом году, мне удалось пообщаться с владельцами кафе и ресторанов. Вот какими проблемами и мыслями они поделились:

  1. Незрячие и слабовидящие люди посещают заведения с друзьями или семьей, поэтому чек посетителя с нарушением зрения выше. Однако трудности с чтением меню делают такие походы не частыми. Инклюзивная технология поможет адаптировать меню и сделает незрячих посетителей самостоятельными. Но пока слишком мало инновационных и недорогих предложений.
  2. 91% клиентов с инвалидностью подтверждают желание регулярно путешествовать по стране, ходить в рестораны и кафе. Но это невозможно из-за недостаточного уровня инклюзии.
  3. Малый и средний бизнес открыты к внедрению цифровых, быстрых и недорогих решений для повышения уровня инклюзии. Это дополнительный способ заработать.

Возможно, приведенные данные подтолкнут кого-то в сферу социального предпринимательства или к решению сделать pivot в бизнесе. Итогами посещения фестиваля стали 10 потенциальных партнеров, готовых внедрить «Умные стикеры» в ресторанах и кафе.

Вывод и советы начинающим социальным предпринимателям

За 2023 год число компаний, имеющих пометку о социальном характере бизнеса (в реестре МСП, который ведет налоговая), увеличилось на 37%. Это связано с тем, что многие социальные проблемы не могут быть решены только усилиями государства. Социальные предприниматели заполняют эту нишу, предлагая идеи для улучшения жизни граждан. Деятельность приносит двойную пользу: помогает решать социальные проблемы и способствует экономическому развитию.

В моем случае социальное предпринимательство оказалось не только полезным, но и экономически жизнеспособным. Не стоит бояться адаптироваться и искать социальную ценность в продукте или услуге. Если решать насущные проблемы общества, то усилия будут оправданы.

  • Будьте готовы менять направление бизнеса при необходимости.
  • Находите способы, как продукт может помочь людям.
  • Ориентируйтесь на решение общественных проблем.
  • Стремитесь к долгосрочным выгодам и признанию продукта.
  • Соберите сильную и адаптивную команду.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Замечательная история! И красивая, и написана увлекательно,  динамично.
Хороший пример поиска.

По некторой части своей деятельности сталкиваюсь с проблемами инвалидов. Проблем много, очень много. Государство не успевает реагировать, да и не сможет тщательно отслеживать всех. А вот предприимчивым людям это даёт возможности. Хотя бы решить часть проблем, часть вопросов. 

Аналитик, Москва

Единственное скромное предложение. 

Смущает обилие англицизмов, арго,специфических обращений. У меня есть незрячий друг, я пытаюсь ему как-то помочь, но я внимательно просмотрел ваш сайт - круто и красиво, но очень непонятно. Явно сайт расчитан на бизнес, которому понятны все эти термины, а как разобраться слепому среди одилия мерчей, баффов и кейсов? Может раздел "для чайников" сделать? Я расскажу другу про ваш бизнес,но боюсь он самостоятельно по сайту не сразу поймёт суть.

 

Ещё раз поблагодарю за очень важный и интересный бизнес! Кстати, может это применить и для тех, кто работает в темноте - МЧС, например? 

Финансовый директор, Калининград

контент этого сообщества в основном "потребляют" СЕО и другие ЛПР = люди, которые, при желании располагают ресурсом для благотворительной деятельности и поддержки социальных проектов, то есть реальности, где живут те, кому в какой-то мере не очень повезло по-жизни. 

Даниил, возможно, ваша статья не была целью привлечь внимание сообщества к подобным аспектам, но мне кажется, что привлекает, ведь "не хлебом единым жив Человек".

браво! )) 

Генеральный директор, Орел
Анатолий Курочкин пишет:

Единственное скромное предложение. 

Смущает обилие англицизмов, арго,специфических обращений. У меня есть незрячий друг, я пытаюсь ему как-то помочь, но я внимательно просмотрел ваш сайт - круто и красиво, но очень непонятно. Явно сайт расчитан на бизнес, которому понятны все эти термины, а как разобраться слепому среди одилия мерчей, баффов и кейсов? Может раздел "для чайников" сделать? Я расскажу другу про ваш бизнес,но боюсь он самостоятельно по сайту не сразу поймёт суть.

 

Ещё раз поблагодарю за очень важный и интересный бизнес! Кстати, может это применить и для тех, кто работает в темноте - МЧС, например? 

Анатолий, спасибо вам большое за интерес и за все комментарии. Вы перешли на сайт моей основной компании. Это студия графического дизайна для бизнеса. Целевая аудитория сайта - это маркетологи, рекламщики, для которых эти слова понятны. 

По проекту Умный стикер для слепых и слабовидящих сайт еще в разработке, но мы запустили соцсети: группу Вконтакте и канал в Телеграм. Знаем, что незрячим людям Телеграм "читать" удобнее всего. 

Я оставлю ссылочки на соцсети, которые вы можете отправить вашему незрячему другу. Мы будем очень рады.

Вконтакте: https://vk.com/umnyj_stiker_dlya_slepyh 
Телеграм: https://t.me/Umnyj_stiker 

Оба сообщества можно найти по названию: Умный стикер для слепых

Генеральный директор, Орел
Иванова Елена пишет:

контент этого сообщества в основном "потребляют" СЕО и другие ЛПР = люди, которые, при желании располагают ресурсом для благотворительной деятельности и поддержки социальных проектов, то есть реальности, где живут те, кому в какой-то мере не очень повезло по-жизни. 

Даниил, возможно, ваша статья не была целью привлечь внимание сообщества к подобным аспектам, но мне кажется, что привлекает, ведь "не хлебом единым жив Человек".

браво! )) 

Елена, спасибо большое за такую обратную связь!

Аналитик, Москва
Даниил Бредихин пишет:
Я оставлю ссылочки на соцсети, которые вы можете отправить вашему незрячему другу. Мы будем очень рады.
Вконтакте: https://vk.com/umnyj_stiker_dlya_slepyh 
Телеграм: https://t.me/Umnyj_stiker Оба сообщества можно найти по названию: Умный стикер для слепых

Благодарю Вас! Очень ценно!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бюджет на кибербезопасность увеличила каждая вторая российская компания

По большей части организации тратились на программное обеспечение, обучение сотрудников и на обновление оборудования.

У 70% компаний есть корпоративные стандарты по дресс-коду

87% работодателей признались, что внешний вид кандидата оказывает влияние на объективность оценки его профессиональных навыков.

Компании стали чаще приглашать на работу несовершеннолетних

Работодатели стали на 28% активнее, чем в прошлом году, приглашать на работу подростков.

Россиянам для счастья стало нужно больше денег

На первом месте по зарплатным ожиданиям оказалась Москва, на втором – Владивосток.