HR-менеджмент30063

Банк идей – как успешно внедрить его в компании

Почему сотрудники не спешат делиться мыслями, как улучшить бизнес-процессы в компании? И что сделать, чтобы работники охотно подавали предложения руководству?

Стремясь к инновациям и развитию, компании часто внедряют в свою практику банк идей в надежде, что вдохновленные сотрудники начнут делиться мыслями, как усовершенствовать и оптимизировать бизнес-процессы. Однако лишь небольшая часть сотрудников приходят к руководству со своими предложениями. Какие преграды стоят на пути к успешному внедрению банка идей и как их преодолеть?

Почему процесс сбора предложений не работает

Компании тратят ресурсы на создание и поддержание механизма сбора идей, но сотрудники не спешат высказываться и выступать с инициативами. Причем, независимо от каналов передачи информации: будь то ящик в укромном углу офиса, Google-формы, корпоративные порталы, чат-боты или другие системы, специально разработанные под эти нужды.

В результате руководители получают 2-3 средние идеи и весь проект не окупается. Авторы демотивированы и разочарованы. Чтобы не повторять такой неудачный опыт, необходимо заранее подготовиться к процессу организации банка идей. Рассмотрим основные подводные камни подобных проектов.

1. Слабое вовлечение участников

Низкая активность сотрудников может быть вызвана рядом причин:

Для повышения активности участников необходимо:

  1. Обеспечить прозрачность целей и ожиданий от банка идей. Следует описать в документе цели, задачи и механизмы подачи идей. Потом ознакомить сотрудников с этим документом через удобный канал: новости в интранете, корпоративные чаты, плакаты в офисе.
  2. Создать программу поощрения за лучшие инициативы. Идеально использовать геймификацию – начислять баллы за новую идею и дополнительно награждать приятными бонусами, если ее приняли к реализации.
  3. Дать возможность работникам оставлять идеи анонимно. Не все люди стремятся к признанию, некоторым достаточного того, что их идея принесла пользу. Возможно, это особенность нашего менталитета (или детские травмы), но анонимность, действительно, помогает некоторым сотрудникам высказывать предложения, так безопаснее.

2. Недостаточная модерация и проработка идей

Низкая вовлеченность персонала может быть связана также с отсутствием обратной связи по их инициативе, или потому что их предложение неправильно интерпретировали, отложили на неопределенный срок или вообще забыли. Для устранения этой проблемы необходимо разработать эффективный процесс модерации и фильтрации идей.

1. Собрать команду модераторов, которые будут на постоянной основе заниматься обработкой поступающих идей. Ролевая модель проекта может быть такой:

Такое распределение ролей позволяет повысить эффективность обработки идей за счет специализации каждой роли: куратор управляет процессом, эксперты оценивают идеи в своей области знаний, а жюри принимает решения на основе общего взгляда на идеи. Кроме того, наличие ролевой модели помогает снизить вероятность неправильной трактовки предложений и упущений за счет контроля и проверки каждого этапа обработки идей разными ролями.

2. Разработать варианты рецензирования идеи. Вот пример удобной канбан-доски для банка идей, чтобы легко сортировать предложения или перемещать их по этапам реализации:

3. Недружелюбная платформа для подачи идей

Сотрудникам затруднительно делиться мыслями через сложные и неудобные инструменты. Недостаточная автоматизация и интеграция с другими корпоративными системами создают препятствия для эффективного сбора, проверки и реализации предложений.

Очевидно, поможет внедрение автоматизированной системы для сбора идей, а это значит:

Как банк идей работает на практике

Рассмотрим кейс федеральной девелоперской компании, где решили автоматизировать систему управления инновационными идеями сотрудников. Как это работает на каждом этапе.

1. Подача предложения

Работа с идеями проводится на платформе Битрикс24. На стартовой странице любой сотрудник может нажать кнопку обратной связи, и отправить свою идею в специальной форме. И Неважно, работает он на десктопной версии или пользуется мобильным приложением, авторизован он на корпоративном портале или разлогинился в целях анонимности.

Даже если автор не догадается разлогиниться, возможность анонимной подачи идеи все равно сохранена. Для этого нужно поставить галку внутри формы, и персональные данные будут скрыты от куратора. Есть функция прикрепления файлов, а в десктопной версии портала есть возможность голосовой записи. Таким образом, подача идеи не требует больших усилий.

2. Рассмотрение инициативы

Идея со всеми данными попадает в рабочую группу в виде задачи. Куратор может сразу изменить привязку задачи, передав ее другому департаменту. При первичном рассмотрении идеи он также решает, что с ней делать дальше:

3. Отклонение идеи

Если куратор понимает, что предложение сотрудника не может быть реализовано ни в каком виде, то использует функцию «Отклонить». Открывается форма со списком категорий отклонения и полем для того, чтобы написать причину. Автору идеи автоматически приходит письмо с поясняющей информацией.

4. Собрание с обсуждением идей

Если куратор считает, что полученную инициативу требуется обсудить на ближайшем заседании комитета по идеям, то на канбан-доске предусмотрена функция «К повестке собрания». Можно выбрать дату, время встречи и автоматически оповестить всех участников, в частности, отправить автору идеи письмо с предложением принять участие в собрании. Он может согласиться или отказаться от участия. А куратор в ответ решить: перенести собрание, или провести его без автора.

5. Архив

Это инструмент, напоминающий куратору о старых идеях, чтобы те не покрывались слоем пыли. Через определенное количество дней куратор получает напоминание с вопросом, не требуется ли возобновить рассмотрение идеи. Таким образом, архивные идеи получают возможность быть реализованными в подходящий момент.

6. Принятие к реализации

Если принято решение, что идея будет воплощена, то автору автоматически направляется письмо – согласен ли он участвовать во внедрении и в роли кого.

Выводы

Банк идей должен стать для компаний, стремящихся к инновациям, базой для работы с персоналом. Автоматизация процесса позволит создать «конвейер» идей и не упустить важные наработки.

При выборе платформы и инструментов автоматизации необходимо помнить, что главное в деле сбора идей – комфорт и удобство для сотрудников. Уберите все возможные барьеры, даже незначительные, которые могут мешать сотрудникам оставлять идеи: дайте возможность писать голосовые сообщения, прикреплять файлы, сделайте форму подачи идеи доступной с любого вида устройства, предоставьте анонимность.

И, конечно, награждайте сотрудников, благодарите их. В паре с геймификацией банк идей формирует в компании поддерживающую креативную среду и выступает в роли источника вовлеченности и ответственного подхода к своим задачам со стороны сотрудников. Для эффективной работы инструмента нужно обратить внимание на способы мотивации участников, механизмы модерации и обработки идей, а также выбрать и настроить подходящую платформу для работы с инициативами.

Также читайте:

Смотреть комментарии