Продажи29031

Как изменились проектные продажи в 2023 году

Что изменилось в проектных продажах за последний год? И как преуспеть в них после ухода импортных производителей?

Самые крупные, самые известные и самые прибыльные сделки совершаются посредством проектных продаж. Так было, есть и будет всегда. Если вы занимаетесь продажами, но не проектными — вот и зона роста, куда нужно двигаться. Если вы уже в проектных продажах — поздравляю, вы принадлежите к элите продаж, только не забудьте адаптироваться под текущие реалии. 

Чем характерны проектные продажи:

Проектными они называются, потому что их нужно выстраивать буквально как проект, и управлять ими, планируя каждый дальнейший шаг и задачу. 

Прежде чем разобраться, как проектные продажи изменились в 2023, нужно вспомнить, при каких условиях они случаются.

З – заказчик, П – продукт, В (Василий) – продавец

Должны образоваться три взаимные доверительные связи:

Если хоть одна из 3-х связей не срастется – проекта не будет:

Теперь о главном. Что изменилось, и что нужно менять в треугольнике продаж.

1. Продукт

Раньше В 2023 году
  • Были сильные импортные производители с технической экспертизой, маркетинговым бюджетом, комплексным подходом и поддержкой. 
  • Большинство продуктов были либо напрямую от производителя, либо собирались из нескольких зрелых решений. 
  • Производители конкурировали друг с другом. Был рынок производителей.

Из остатков старых сильных продуктов, неокрепших российских и новых азиатских нужно собирать свои решения. Рынок привык к высоким импортным стандартам. У кого получится гибрид более приближенный к ушедшим трендсеттерам — тот и преуспеет. 

Это и выбор самого технического решения, и его сервис и обслуживание, и каналы поставок, и финансовые услуги, и техническая экспертиза.

Парадигма, что успешный продавец продаст чукче снег зимой, применима только в случае, если ЛПР один, и возможна эмоциональная покупка. А это B2C или SMB продажи. Да и то покупатель в любом сегменте сегодня не дурак. В крупных заказчиках система сознательно выстроена так, чтобы избежать эмоциональных решений особо внушаемыми отдельными сотрудниками.

Продукт является основополагающей успеха. Он должен быть конкурентным. Но если раньше он просто был, то теперь его нужно искать, комбинировать из остатков решений, находить пути логистики, собственной поддержки и пр.


Для этого менеджменту нужно усиливать продуктовую экспертизу в лице пресейлов, инженеров BDMов, категорийщиков, продактов и т. д. в зависимости от отрасли и самим погружаться глубже в продуктовую тематику и выстраивать отношения с производителями.   

Продукт в проектных продажах — это теперь прерогатива коммерческого блока: продавцы несут с полей предпочтения рынка, и необходимые изменения должны оперативно вноситься в продукт. 

2. Продажи

Раньше В 2023 году
  • Четко контролируемая производителями ценовая политика и цепочка поставок. 
  • Контролируемая конкуренция. 
  • Часто достаточно было узнать про потребность заказчика раньше конкурента.
  • Нужно выстраивать отношения с бОльшим числом ЛПР внутри заказчика: бенефициар, финансист, юрист, ответственный за внедрение, закупщик.
  • Нужен глубже уровень доверия, потому что мы предлагаем новые решения, которые не успели себя зарекомендовать.
  • Цикл продажи удлинился, конкурентов стало больше (каждый теперь импортер, дистрибьютор, интегратор и поставщик). 
  • Цепочка поставок сломалась: производители и дистрибьюторы готовы продавать конечному заказчику самостоятельно.

Управление отношениями с заказчиком — контролируемый и системный процесс. Отношения нужно развивать по ступеням, увеличивая уровень доверия. При правильном подходе можно довести каждого Заказчика от «Люди ОК» до «Амбассадор», когда он сам будет рассказывать о вас партнерам и выступать на конференциях с совместными кейсами.

Только более глубокое управление отношениями с заказчиком позволит обезопасить сделку от возросшей конкуренции, недобросовестных производителей и дистрибьюторов.

3. Маркетинг

Раньше В 2023 году
  • Огромные маркетинговые бюджеты производителей. 
  • Репутация производителя распространялась и на его поставщиков: доверяли бренду производителя = доверяли вашему бренду.
  • Денег производителей больше нет, весь маркетинг за свои кровные. 
  • Поиск и фокус на наиболее эффективных каналах. 
  • Создание доверия к бренду своей компании и продуктам, которые вы предлагаете.

4. Менеджмент

Задачей менеджмента остается обеспечить ресурсы и условия для перестройки и усиления фокуса на формирование конкурентного продукта (решения) и усиления отношений с заказчиками. А также управлять взаимодействием ключевых подразделений, чтобы они работали максимально эффективно.

Выводы

Уделяйте больше внимания:

Читайте также:

Смотреть комментарии