Продажи1980517

Как показать клиенту проблемы, которые сам он не видит

Чтобы предложить лекарство, надо сначала узнать, что болит. Советы по решению этой задачи для продавцов в b2b.

Пока вы не выяснили острой проблемы клиента, и пока сам клиент не понял, что у него есть проблема, вы не сможете продать. Этот закон работает на всех рынках. Но особенно важно его учитывать на рынках сложных и дорогих b2b-продуктов. Если вы умеете эффективно работать с проблемами своих потенциальных заказчиков, ваши шансы на продажу резко увеличиваются.

Почему работать с проблемами выгодно

Ваших потенциальных клиентов можно разделить на четыре категории:

1. Те, кто не осознают, что их проблемы можно решить способом, который вы предлагаете.

2. Те, кто осознают возможность решения проблемы, но откладывают решение.

3. Те, кто уже сейчас предпринимают попытки решения проблемы.

4. Те, кто уже пользуются продуктами ваших конкурентов.

Я думаю, вы легко можете понять, в какой из этих групп идет самая ожесточенная конкурентная борьба. В третьей категории. Почему? Потому что таким клиентам не надо объяснять, зачем нужен ваш продукт, они это прекрасно понимают. У них уже выделен или выделяется бюджет. Казалось бы, самая лучшая для продавца ситуация, но чаще всего в таких состязаниях победитель имеет небольшую наценку и тяжелые условия. Получается, в таких продажах приходится больше напрягаться не продавцам, а производственникам, сокращая себестоимость при том же уровне качества.

Конечно, может быть такое, что на рынке нет серьезного конкурента для вашей компании, но это, скорее, исключение из правил. Вы можете сказать, что большинство компаний уже поняли, как правильно мотивировать продавцов и привязывают их проценты к чистой прибыли. Но это в нашем случае значит, что менеджеры будут проигрывать в таких конкурентных войнах.

Так что можно прийти к выводу, что работа с потенциальными клиентами невыгодна ни для компании, ни для продавца.

Больше шансов заключить контракт на нормальных условиях продавец получает, если работает с потенциальными клиентами второй и первой категории. Если продавец показывает клиентам проблемы, о которых они не знали или которым не придавали значения, в их глазах он становится экспертом. И когда он этого добьется, то может взять под свой контроль весь процесс организации закупа, в том числе процесс сравнения с конкурентами.

Как убедить клиента начать поиск проблемы

Чтобы показать b2b-клиенту проблему, нужно провести небольшое исследование бизнес-процессов компании, которой вы планируете сделать коммерческое предложение. Чтобы сделать это быстро и качественно, вам понадобится официальное разрешение высшего руководства. Просить об этом нужно во время самой первой встречи или презентации. А чтобы максимально повысить шансы на успех, нужно свой запрос правильно «упаковать» в мини-продукт и продать его руководству компании.

Что значить «упаковать» запрос об исследовании продукта? Описать клиенту работы, которые вы планируете произвести, и все, что для этого потребуется от него:

Способы выявления проблем

Правила организации интервью

Как анализировать проблемы

Если следовать формальной логике, то анализ информации начинается после ее сбора. Но на самом деле такой анализ начинается чуть ли не в тот же день, когда вы начали исследовать ситуацию в компании клиента. Разговаривая с ее руководителями и сотрудниками, изучая документацию, наблюдая за организацией производственных процессов, вы сразу начинаете подмечать неправильные действия. И каждое действие должно подвергаться детальному анализу.

Например, если мы говорим об административных действиях, то их можно анализировать в двух плоскостях.

Вид действия:

Частота действия:

Для получения конечного результата, вы создаете таблицу в Excel, в которую вносите все собранные данные:

Затем делаете сортировку данных, которые содержит шестой столбец, и выводите в верхние строки таблицы самые дорогие, ненужные действия.

Безусловно, если можно посчитать потери на отдельных операциях или потери прибыли в денежном выражении, это самый эффективный способ убедить клиента серьезно отнестись к выявленным проблемам. Но не все можно оцифровать. Поэтому некоторые виды потери приходится показывать в нематериальном виде: наличие рисков, угроза имиджу и т.д.

Из полученного списка проблем нужно выбрать самые приоритетные. Лучше всего это сделать, обсудив их с ключевыми представителями клиента. И уже после этого вы берете тайм-аут, чтобы подготовить свои предложения по решению данных проблем.

Пример проблемы и ее решения

Клиент тратит 4000 человеко-часов в месяц на обработку заявок заказчиков. В деньгах это $8000 ежемесячно (1 час = $2) или $96 тыс. ежегодно. При этом вы подсчитали, что клиент может сократить время обработки заявок в два раза без потери качества, то есть на 2000 человеко-часов в месяц, если внедрит автоматизированную систему управления заявками, которая стоит $75 тыс. В результате проект окупится после внедрения за период от 10 до 12 месяцев. Выгода инвестирования в это дело $75 тыс. очевидна. Остается только доказать, что вы действительно сократите время в два раза. Для этого можно сделать хронометраж текущих операций, которые совершают сотрудники компании, и устроить клиенту экскурсию в другую компанию, которая уже пользуется вашей автоматизированной системой и заметно ускорила работу.

Это, конечно, упрощенный пример, но вполне возможный. В отдельных случаях одну выявленную проблему решает один продукт. В других один продукт решает сразу несколько проблем или одну проблему решает несколько продуктов.

Используйте разные методы

В упрощенном виде проанализировать проблемы клиента и продать основную идею, позволяющую ее решить, можно и в рамках одной встречи – например, с первым руководителем компании. Но только после детального анализа можно быть уверенным в том, о каком масштабе проблем идет речь. А цифры, которые вы получите, помогут быстрее согласовать ваше предложение с финансовым директором и директором по закупкам. Поэтому, продавая сложные проекты, нужно использовать все методы убеждения клиента. Первое поверхностное заключение помогает заинтересовать его в сотрудничестве, а детальное исследование – дойти до контракта.

Смотреть комментарии