Корпоративные финансы77814

Как предпринимателю разработать финансовую модель бизнеса

Как проанализировать финансовые показатели, оценить текущее состояние компании, а также провести стратегическое планирование с помощью простого управленческого инструмента?

Согласно отчету аудиторской компании FinExpertiza на основе данных ФНС, в 2022 году число закрытых компаний превысило число открытых на 13,8%. Безусловно, у этого явления много аспектов – конъюнктура рынка, выбранная бизнес-сфера или идея бизнеса, личностные факторы. Достаточно часто это не закрытие, а реорганизация. В то же время нередкой причиной провала бизнеса считается неправильно выбранная финансовая модель.

Что такое финансовая модель

Это модель, описывающая через финансовые показатели результат бизнес-процессов. Более простое определение: это таблица, в которой можно отследить, как изменение параметров бизнеса (выручка, цена, расходы, налоги) влияет на результат работы компании. Хорошая бизнес-модель как гадалка – знает, что было, что есть, и что будет, при этом говорит правду.

У финансовой модели бизнеса множество полезных качеств:

  1. Это неотъемлемая часть бизнес-плана, когда вы только планируете запускать проект. Если она правильно составлена, то поможет ответить на вопрос: есть в этом проекте деньги или нет.
  2. Это рабочий инструмент любых инвестиционных и финансовых институтов – инвест-компаний, лизинговых и кредитных организаций, банков и даже частных инвесторов. Все они имеют свою проверенную форму финансовой модели, в которую заводят показатели компании, которую исследуют. Изучая на полученный результат, они принимают решение инвестировать / не инвестировать или кредитовать / не кредитовать.
  3. Позволяет мониторить текущее состояние бизнеса, сравнивать его с прошедшими периодами и заданным вектором на будущее и сигнализировать, когда какие-то показатели выбиваются и их необходимо подкрутить.

Подкрутить – это сложно, иногда невозможно. Еще хуже, когда финансовая модель составлена криво и показывает неверный результат, или отсутствует, тогда руководитель принимает решение на основе интуиции, или количества денег на счету, или «потому что так решил».

Если в компании существуют описанные бизнес-процессы, даже если это просто нарисованный алгоритм движения товаров, клиентских запросов или текущих заказов (для каждого бизнеса свой приоритет), это уже база для построения финансовой модели. На основании этого алгоритма можно составить финансовую модель с выведенными результатами на выбор: стоимость лида, рентабельность, маржинальность, операционная прибыль… Руководитель по такой модели на основании данных прошлых и текущего периодов может отследить, в правильном ли направлении движется бизнес, и спрогнозировать результат хотя бы на 1-2 года.

Финансовая модель бизнеса может быть как бесконечно сложной, с включением в нее коэффициентов дисконтирования, динамики фьючерсов на компоненты продуктов, курсовых коридоров и прочих сложных штук, а может быть достаточно простой: структура выручки минус структура расходов и выведенные мультипликаторы, необходимые для понимания картины. Для каждого бизнеса и текущей ситуации они могут быть свои: рентабельность продаж, активов, чистая прибыль, маржинальность и прочее.

Основные разделы финансовой модели

1. Структура расходов по статьям: постоянные и переменные

В этом разделе важно сразу определиться, на какие расходы вы можете влиять, а на какие нет. Например, если это торговая точка с премиальной линейкой, то на аренду вы особо не влияете. Место должно быть проходимым и престижным, а в таких местах аренда заведомо высокая и владельцы помещений особенно не двигаются в цене. В этом же разделе закупка материалов, сырья и комплектующих и эта статья также зависит от выбранного ценового сегмента.

А вот с заработной платой каждый раз по-разному – разброс в крупных городах достаточно большой, и систему мотивации тоже можно настроить под свою финансовую модель. Будет это фиксированная оплата или сдельная, или же вы разработаете собственную грейдовую систему мотивации, привязанную к достижению каждым сотрудником нужных показателей.

2. Структура выручки

Здесь отражается запланированный объем продаж, также важно разбить его на каналы выручки и основные категории продукции. Например, если вы продаете онлайн и офлайн, в структуре выручки это должно отражаться в разных пунктах. У детализации выручки практически нет предела, это зависит от зрелости и объемов бизнеса. Детализация может быть по категории продукции, через ABC-анализ, по департаментам или менеджерам, по маркетинговой активности, по точкам продаж. Для простой модели достаточно выделить основные каналы, чтобы полученная информация позволяла повышать управляемость продажами.

3. Данные, которые еще не были учтены

Проценты по кредитам, налоги, амортизация. Также в этом разделе могут быть данные по расходам на аудит и судебные (не дай бог) издержки.

4. Финансовый результат

Наиболее важный раздел для инвесторов и акционеров – финансовый результат, получившийся в результате текущей деятельности и прогнозируемый финансовый результат, который вы запланировали.

Хотелось бы отдельно остановиться на прогнозировании. Стратегическое планирование бизнеса включает в себя построение проекции будущего через финансовые показатели, или проще говоря – зачем мы тут все собрались и сколько мы хотим заработать / сколько будет стоить наш бизнес. Это наиболее важный раздел в стратегии.

Правильно провести стратегическое планирование возможно только при наличии финансовой бизнес-модели. Важной составляющей операционной деятельности руководителя является постоянный мониторинг текущего состояния компании через финансовые показатели, соотношение этих показателей с финансовой моделью и принятой стратегией. При этом отличным инструментом финансового планирования может быть построение элементарной линии тренда (такая функция есть в Exсel), и корректировка желаемых показателей на графиках, если владельцев, инвесторов или акционеров данные показатели не устраивают. А после корректировки «на бумаге» предстоит самое сложное: разобраться, что именно необходимо сделать, чтобы желаемые показатели воплотились в жизнь. Финансовая модель как инструмент отлично для этого подходит, и чем больше вы включили в нее факторов, тем более глубоко вы сможете разобраться в собственном бизнесе.

Как построить финансовую модель

Для разработки финансовой модели можно использовать специальные сервисы, их достаточно много, в основном это части CRM или ERP-систем, позволяющих собирать данные и по определенным алгоритмам создавать показатели на выходе: ProjectExpert, продукты на базе 1С, Bitrix24 и другие. С ростом бизнеса всегда становится актуально автоматизировать процесс сбора и обработки данных, но без человека тут пока не обойтись – задать индивидуальные параметры бизнеса может только специалист, глубоко погруженный во все процессы. И всегда остается старый добрый Exсel, который способен на многое, если построить правильную форму с проверенными формулами.

Выводы

Финансовая модель – полезный инструмент в руках управленца, который наглядно показывает результаты бизнес-процессов внутри компании. Данные будут индивидуальны для каждого бизнеса в зависимости от сферы и размера. Крупным компаниям рекомендуется использовать инструменты из CRM и ERP-систем для сбора информации и построения финансовой модели.

Финансовая модель дает возможность собственнику:

Также читайте:

Смотреть комментарии