7 апреля состоялось второе заседание проекта «Открытый совет директоров. Антикризисная повестка», темой которого стало «Стратегическое управление человеческими ресурсами в новой реальности».
В заседании приняли участие: Марина Починок, Эксперт Международного Олимпийского Комитета, консультант по управлению изменениями, Виталина Левашова, Независимый директор, Ex-зам генерального директора ИНВИТРО, Николай Прянишников, Генеральный директор, World Class. Ex Президент MICROSOFT Russia, Светлана Баланова, Первый заместитель генерального директора АО «Газпром-Медиа Холдинг», член Наблюдательного совета «Национальный расчетный депозитарий», Алексей Журбенко, Заместитель генерального директора компании «ГринТех Энерджи».
Очевидными дилеммами для бизнеса стали вопросы, связанные с персоналом, оптимизацией, удаленной работой, мотивацией и мобилизацией ресурсов персонала.
Стратегия
Рекомендации спикеров:
- Помните, что люди – это главный актив компании.
- Опирайтесь на принцип «оптимизируйте – или не выживете».
- Приоритезируйте задачи и проекты, выделите те, которые можно заморозить. Инвестируйте ресурсы только в критичные для бизнеса направления.
- Имейте достоверную информацию о том, какую долю затрат люди составляют в себестоимости компании. Оцените эффект от оптимизации и взвесьте возможность сократить в первую очередь другие расходы.
- Рассматривайте разные сценарии, в том числе и самые пессимистичные, делайте сценарное планирование.
- Дифференцируйте сотрудников с точки зрения позиций и персоналий. Выделите тех, кто является ключевыми сотрудниками и может принести наибольшую ценность компании. Сегментируйте персонал по принципу: 20% – ключевых сотрудников, 10-20% – тех, с которыми можно безболезненно расстаться и 60% – тех, кто обеспечивает какие-либо бизнес-процессы. Это позволит вам расставить приоритеты при оптимизации, сохранив ключевую компетенцию в компании.
- Используйте разные подходы к оптимизации затрат на персонал: частичная занятость, отпуска, в том числе и за счет сокращения – возможны разные сценарии.
- Займитесь перепрофилированием и обучением сотрудников. Посмотрите, какие компетенции можно развить в компании.
Бизнес-процессы на удаленке
Рекомендации спикеров:
- Убедитесь, что ИТ-технологии компании обеспечивают возможность удаленной работы, взаимодействия сотрудников и доступ к необходимым документам компании.
- Убедитесь, что у людей есть четкие инструкции, как взаимодействовать удаленно, с точки зрения использования технологий и с точки зрения правил коммуникации.
- Сфокусируйте людей на ключевых, первоочередных задачах, чтобы повышать уверенность и показывать, что компания идет намеченным путем.
- Ставьте четкие цели и задачи на короткий период, и в более общей формулировке – на длительный период.
- Перейдите к управлению от результата. Детализируйте задачи как можно подробнее, так как коммуникация сильно отличается от взаимодействия оффлайн.
- Обеспечьте регулярную, постоянную коммуникацию о ситуации в компании, в том числе и от первого лица. Это позволяет всем находиться в одном информационном поле и повысит уверенность в том, что компания продолжает жить.
- Для некоторых сотрудников удаленка воспринимается как отдых. Контроль необходим как никогда, чтобы сохранить рабочий дух компании.
- При переходе на удаленку сохраните те «ритуалы» и преемственность форматов работы, которые были в компании в очном режиме: регулярные совещания, мониторинг процесса исполнения и пр.
- Пересмотрите регламенты и процедуры, если необходимо. Упростите все документы.
- Используйте принцип 5 П (Продукт, Процесс, Продвижение, Продажи, Поддержка), уделяя особое внимание поддержке. Формируйте проектные команды вокруг 5П.
- Сочетайте эмоциональную коммуникацию с деловой, чтобы снизить уровень стресса.
Вовлеченность
Рекомендации спикеров:
- Сегодняшняя ситуация – лакмусовая бумажка для проверки вовлеченности и ответственности сотрудников.
- Скорость принятия решений должна быть очень высокой.
- Используйте ситуационное лидерство – лидерство, адаптированное под контекст. При «пожаре» эффективен директивный стиль лидерства.
- Вызов для руководителя – быть директивным и человечным одновременно, необходимо совместить директивность с развитой эмпатией и эмоциональным интеллектом, которые так нужны людям.
- Можно быть демократичным при обсуждении вопросов, вовлекая сотрудников в поиск решений, и проявлять диктатуру и твердость при принятии решений и их реализации.
- Будьте открыты относительно того, где сейчас находится компания, и куда идет. Честность сейчас в цене.
- Нынешняя ситуация – work life integration для нас всех.
- Личная жизнь сотрудников становится более открытой. Мы все «ходим друг к другу в гости». Пусть это станет предметом и поводом для улучшения социально-психологического климата в компании. Используйте юмор.
- Не бойтесь делиться личным, использовать сторителлинг. Эмоциональный контакт сейчас очень важен.
- Мотивируйте сотрудников использовать видео. Это подтолкнет сотрудников иметь рабочий настрой.
- Помните о принципе кислородной маски – в первую очередь руководители должны позаботиться о том, чтобы самим быть в ресурсном состоянии.
В апреле 2020 года Ассоциация независимых директоров проводит цикл онлайн-трансляций в формате заседаний советов директоров с участием руководителей крупнейших российских компаний и экспертов «Открытый совет директоров. Антикризисная повестка».
В рамках семи заседаний ведущие директора российских компаний обсудят самые актуальные вопросы, с которыми сталкивается бизнес в кризисное время: финансирование, управление человеческими ресурсами, корректировка долгосрочных планов развития, операционная эффективность и т.д. Трансляции доступны для всего российского бизнес-сообщества.
Повестка следующего заседания