HR-менеджмент286748

Как определить хорошего HR-специалиста на собеседовании

Какими качествами должны обладать сотрудники HR-отдела? И как руководители проверяют, что кандидат им подходит?

Редакция Executive.ru продолжает цикл статей о подборе сотрудников в ключевые отделы компании. Ранее мы делали публикации о том, как подбирать менеджера по продажам, как не ошибиться с выбором маркетолога, а также как определить подходящего кандидата на роль бухгалтера.

В этот раз мы попросили экспертов рассказать, какие методы помогают им подбирать сотрудников в HR-отдел. На что обращать внимание во время собеседования? Как понять, что кандидат не подойдет? Какие качества оценивать в первую очередь?

Какое качество объединяет всех HR-специалистов

Мария Некрасова, HR-директор консалтинговой компании НЭО

Если раньше в компаниях была только кадровая служба, которая занималась оформлением сотрудников, а все прочие вопросы с персоналом решал непосредственно руководитель, то современный HR многогранен.

В крупных компаниях HR-подразделения могут насчитывать 100–300 человек и более 10 разных отделов: документооборот, HR-аналитика, рекрутмент, адаптация, мотивация, оценка персонала, внутренние коммуникации, развитие HR-бренда работодателя и т.д. Под каждое из этих направлений требуются специалисты с определенным набором личностных качеств и профессиональных компетенций.

Но всех их объединяет не просто готовность, а любовь к работе с людьми, потому что 90% специалистов постоянно взаимодействуют с сотрудниками. Казалось бы, кадровик большую часть времени занимается документами, но и к нему будут постоянно приходить с вопросами. Нужно быть терпеливым и не испытывать раздражения по этому поводу, даже если придется объяснять одно и то же много раз. 

Поэтому во время собеседования нужно обращать внимание на открытость соискателя, его готовность общаться и рассказывать о себе, оценить манеру общения и в целом позитивный настрой, ведь HR – это человек, который всегда подбадривает других сотрудников.

Точно не подойдет кандидат, который плохо отзывается о работодателях и коллегах, даже если на то есть объективные причины. Ведь это означает, что взаимодействие с людьми ему дается тяжело, а быть человекоцентричным, эмпатичным, уметь улаживать конфликты с учетом интересов всех сторон – важнейшие качества хорошего HR-специалиста.

Будут полезны аналитические навыки, умение понять специфику бизнеса и задачи компании. Как и для многих других современных профессий, важна гибкость, адаптивность, умение принимать изменения, работать с ними, использовать их на пользу себе и компании.

Как сформировать профиль идеального кандидата

Елена Калацей, директор по персоналу компании «Киберпротект»

Определите, чем сотрудник должен будет заниматься. Составьте список задач и заполняйте его сверху вниз от самых частых и до менее приоритетных. Напротив каждой задачи напишите ожидаемый результат — чем детальнее, тем лучше; если это допустимо, используйте метрики. В следующем столбце напишите 2-3 компетенции, которые помогли бы сотруднику достичь этого результата. Таким образом вы сформируете профиль идеального кандидата: с ключевыми задачами и компетенциями.

Набор необходимых качеств будет отличаться в зависимости от направления работы и организационной структуры компании:

В сфере HR не очень много специализированных технических навыков — многому можно научить, если есть необходимый для этого набор качеств. Лично я как директор по персоналу не раз брала в команду HR-специалистов без профильного образования и даже без опыта, если их личностные качества и подход к решению задач соответствовали моим взглядам на идеальный профиль такого сотрудника.

Для меня как для руководителя важны небезразличие, проактивность, способность к рефлексии и аналитике. Именно поэтому на интервью я уделяю внимание не столько самому опыту, сколько оценке этого опыта самим сотрудником — для этого можно задавать вопросы о достижениях и неудачах, попросить их проанализировать.

Чтобы узнать о личностных качествах сотрудника, можно попросить поразмыслить, как бы его описали знакомые, друзья, коллеги, предыдущий руководитель — интересно посмотреть, как человек видит себя глазами других. Ответ на этот вопрос обычно дается проще, чем на простой и банальный «назовите три свои сильные стороны».

Какие качества нужны кандидату на роли во внутренних коммуникаций

Лариса Куренчанина, психолог, консультант, эксперт Executive.ru

Хороший HR по определению должен уметь поддерживать инициативы – после того как решение внедрить процесс или инновацию принято, не формулировать личное мнение, почему это «не прокатит», а транслировать инновации без привнесения личного видения в содержание.

Это означает уметь преодолевать личное сопротивление и сопротивление коллектива инновациям, доносить без искажений до всех и каждого именно то, что хотело донести руководство: собственники, совет акционеров, генеральный директор и т.д.

А для этого:

  1. Самому быть достаточно свободным от иррациональных убеждений: «Мне должны...», «Я всегда / никогда...», «Все зависит от ситуации / руководителя».
  2. Уметь определять проблемных сотрудников и ориентированных на результат и понимать, кто и чего опасается – кого инновации могут лишить привычного стиля работы, кому будет необходимо переучиваться из-за недостаточной компетентности, кто опасается потерять авторитет.
  3. Быть готовым «переводить» на их язык информацию об инновациях, которая должна быть одинаково понята всеми.

Какие качества нужны HR-специалисту, чтобы победить текучку

Елена Басалаева, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова, эксперт Executive.ru

Проблема современных HR-отделов в том, что профессионалов нанимают непрофессионалы: врача или инженера нанимает человек, не имеющий даже медицинского или инженерного образования. Поэтому наличие профильного диплома и опыт работы по специальности обязателен – инженеров хантят инженеры, врачей – врачи, бухгалтеров – бухгалтеры и т.д.

Если же задачей HR-отдела является просто отсев явно неадекватных кандидатов и первая проверка их на серьезность, то нужны просто молодые стрессоустойчивые работоспособные работники, причем достаточно культурного поведения и желания работать, специальное образование или знания не важны. 

Если задачей HR-отдела является постоянный рекрутинг, чтобы закрывать проблемы текучки, тогда есть два пути: 

  1. Трудный – искать специалиста, способного победить текучку. Главными качествами для HR-специалиста будут умение выявить причины, предложить решения и убедительно донести до руководства, что это реальная необходимость – менять и меняться. Поэтому нужны настойчивость, авторитетность, умение убеждать, опыт успешного консалтинга в прошлом и опыт руководства и управления переменами.
  2. Простой – взять на должность человека с хорошими навыками продажника, который будет эффективно убеждать всех приходящих написать заявление о приеме на работу. При этом кто-то в менеджменте компании должен решать вопросы создания такого «потока» приходящих потенциальных работников, а это совсем другие компетенции, по характеру ближе к навыкам эффективной рекламы.

Почему рекрутер должен быть хорошим продавцом

Сергей Дегтярев, основатель franch.global

От того, каких людей приведет в команду HR, зависит скорость развития бизнеса. Как писал бывший генеральный директор Ford и Chrysler Ли Якокка: «Суть любого бизнеса можно свести к трем словам: Персонал, Продукт, Прибыль. И если у вас проблемы с первым пунктом – о двух других можете забыть».

Рекрутер в первую очередь должен быть хорошим продавцом. Чтобы в команду пришли лучшие кадры, им нужно «продать» компанию, вакансию и даже конкретного руководителя. Так что навык продаж в широком смысле HR-специалисту необходим.

Есть такой навык или нет, можно проверить на собеседовании по реальному кейсу. Такой способ проверки подходит для разных вакансий, и мы к нему часто прибегаем на практике. Мы просим кандидата-рекрутера провести реальное собеседование на должность, например, коммерческого директора, в компании, где HR работал до нас.

Отслеживаем три момента: 

В 2020 году я проводил личные собеседования порядка 60 кандидатов на должность HR-директора. Кандидаты работали в разных компаниях среднего и крупного бизнеса, в том числе на аналогичных позициях. И я был очень сильно удивлен, что даже на позицию HRD из десятков кандидатов с отличными резюме и рекомендациями лишь единицы показали себя удовлетворительно по всем этим трем моментам. 

HR-специалист нужен не только для рекрутинга, но и выполнения других функций – удержание сотрудников, работа с мотивацией команды, развитие корпоративной культуры. По конкретным компетенциям мы задаем вопросы про успехи на прошлом месте работы по схеме: «Что было в точке А (лучше в цифрах, измеримых показателях) + Что стало в точке Б (аналогично) + Что сделал кандидат для достижения этого результата (конкретно)».

Если успехи на прошлом месте работы – реальная заслуга кандидата, а не удачное стечение обстоятельств, то он без проблем расскажет вам, как именно смог повлиять на ситуацию. И дать три контакта последних непосредственных руководителей, чтобы это проверить.

Что говорит о том, что кандидат не подходит для работы в HR

Елена Калацей, директор по персоналу компании «Киберпротект»

Красными флагами на интервью с HR-специалистом являются:

Какие вопросы помогут оценить кандидата в HR-отдел

Анастасия Курникова, HR-менеджер коммуникационного агентства PR Partner

На собеседовании лучше использовать единый набор вопросов для всех кандидатов. Так вы сможете более объективно сравнить ответы и выявить плюсы и минусы каждого из них.

Лилия Тронина, HR-директор маркетингового агентства b2b-creative 

Универсальные вопросы, которые можно задать HR-специалисту:


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Смотреть комментарии